Фототрепка о вспышках. Неформальный разговор и фотосъемка за вспышкой вспышки

Участники «болталки» и фотосета для аватарки «Я и моя фотовспышка» 
Вячеслав, он же Слава, он же продавец-консультант, знаменитый своей телефонной фразой «Здравствуйте, магазин "Папарацци"». 
Евгений, продавец-консультант, он же назначенный король вспышек и повелитель синхронизаторов и мастер починить сломанное бесплатно, но без гарантии. 
Роман, продавец-консультант, ведущий специалист в области дипломатии и "канонизма".
На улице - лето, и никаких серьезных и умных разговоров вести не хочется. Хочется просто болтать: болтать ложкой в кофе, руками - в воздухе, болтать о чем-нибудь. И тут включается запись на диктофон. Ведь иногда в болтовне есть и полезные идеи и мысли. Первые минуты - смех, фразы "я не готов" и "это у меня такой голос?" и некая нервозность. Люди, занимающиеся фотосъемкой и бесстрашно выходящие под дуло объектива, стреляющие вспышками неглядя и в упор, ужасно робеют перед записью своего голоса.  Пробираюсь к ним со своими вопросами через путаницу фраз и “полифонию”. 

После приобретения фотокамеры, что потом лучше  купить штатив или вспышку?
В: Камеру? Одной камеры недостаточно, они сами по себе не фотографируют. Вернее, фотографируют, но без объектива такая хрень получается.
Р: Да, точно, объектив. И не любой объектив, а нужный! Его выбор зависит от того, что чаще собираешься снимать. Поэтому сначала камера, потом объектив, потом выбираешь карту памяти и запасную батарею и только потом уже вопрос о вспышке и штативе становится актуальным.

Что ж делаем монтаж - я все купила из перечисленного. Что дальше стоит приобрести?
Е: Вот я купил штатив сразу, где-то через пару месяцев. Но понял я, что штатив мне все-таки нужен спустя какое-то… до-о-олгое время. И до этого момента штатив стоял у меня в доме как часть декора. У меня доча вокруг него научилась ходить. За ножку держится и ходит вокруг. 
В: О, в доме сам по себе, без камеры, штатив - незаменимая вещь! У меня он жил как продолжение шкафа: на нем висели  плечики с рубашкой, носки. Футболки на нем отлично сохнут.
Р: Да что говорить, это именно та вещь, которая нужна в доме, чтобы об нее запинаться. И это до момента, пока в купившем ее не проснется понимание, зачем он ее купил… 
Е: Да и потом тоже. У вспышки, к сожалению, таких возможностей нет. Она покупается только как импульсный источник света. Купил - свети!
В: Но хоть и лишена бытовых преимуществ штатива, вспышка как первая покупка будет целесообразней. Штатив легко заменить каким-нибудь возвышением. Ставим камеру на стол или столб и пара-пара-пам. Куда чаще съемка требует дополнительного освещения, и тут вспышка будет надежней штатива, по-любому.4.jpg
Покупка какой вспышки была бы наиболее удачной для начинающего фотографировать на зеркальную камеру?
В: По поводу выбора вспышки все очень просто - три варианта. 
Первый. Если не знаешь, зачем она нужна, хочешь, чтоб была. У всех есть, и тебе - надо. Выбираешь самую дорогую и покупаешь ее. Обычно самая дорогая умеет все, и в ней есть все современное на данный момент. Поэтому она точно пригодится, когда разберешься, для чего она тебе нужна. К тому же, если у вспышки есть самый большой функционал, автоматически самый малый у нее тоже есть. 
Р: Второй вариант: пока не знаешь, зачем берешь вспышку - бери самую большую. Будешь друзьям показывать - хвастаться. И третий вариант - самую мощную. 
Е: Во всех остальных случаях, нужно точно знать, что ты хочешь от вспышки:
- чтобы была очень мощной или немощная подойдет,
- чтобы был TTL-режим или мануального режима достаточно,
- чтобы она была ведомой или могла бы и другие вспышки запускать.
Нужны ли тебе в ней дополнительные заморочки или “глупенькая” вспышка тоже хороша. А ответы на эти вопросы связаны с задачами, для которых вспышка покупается.
3.jpg 
Как определить мощность вспышки?
В: Узнаешь ее ведущее число. Самая мощная вспышка имеет самое большое число, задается в метрах. Замеряется это число производителем в определенных условиях. Обычно при ISO 100 в абсолютном вакууме вспышка пробивает полную темноту на определенное количество метров. Хотя у разных компаний свои хитрости в определении ведущего числа. Есть компании, которые при данных условиях уводят зум вспышки назад в 105 мм, пучок света уплотняется, что делает световой луч вспышки более длинным.
Е: Nikon, например,определяет ведущее число на зуме в 35 мм, так как изначально этот зум был стандартом. Правда, официально этот стандарт нигде не зафиксирован. 
В: Поэтому при выборе вспышки обращай внимание на каком зуме было определено ведущее число, обычно в характеристиках это указывается.
2.jpg
Могу ли я выбирать вспышку, исходя больше из своего бюджета, чем из ее функционала?
Е: Хочешь - покупай. Опять же, не обдумав, что конкретно ты от нее хочешь, для каких задач ты будешь ее использовать, все покупки сведешь к приобретению "полумер", а в конце все равно купишь одну из дорогих. 
В: Нет, вот тут не соглашусь. Ничего подобного. Прав, что покупать надо в зависимости от поставленных задач съемки, но еще нужно определиться с выбором режима. Если умеешь в мануальном режиме (М) снимать, то и вспышку можно брать ручную. Если снимаешь в любом режиме, кроме М, то и вспышка тебе нужна с TTL-режимом, потому что с другой ты просто не сможешь обращаться, она будет выдавать неправильный результат. И мануальные вспышки изначально дешевле TTL-ных.
5.jpg 
TTL-ная или мануальная вспышка лучше подходит новичку в стробизме?
Е: TTL-ная вспышка полностью поддерживает автоматику камеры, т.е. она получает сведения о настройках камеры и автоматически выбирает силу и угол освещения с учетом заданных характеристик. Она как бы дружит с фотоаппаратом. И фотоаппарат знает, что вспышка подключена к нему. Благодаря этой "дружбе" вспышка, получая данные с камеры, понимает с какой мощностью надо “пыхнуть”. И во всех TTL-ных вспышках есть ручной режим. Например, работаешь в TTL-ном режиме, но тебе не нравится: вспышка недостаточно освещает или, наоборот, выдает слишком мощный импульс на данных настройках. Ее всегда можно подкорректировать в мануале, что значительно упрощает и ускоряет фотосъемку. 
Р: Мануальная вспышка - по названию понятно, все настройки устанавливаются вручную.
Е: Она твой фотоаппарат не знает, просто не видит его. И все характеристики, нужные для кадра, фотографу необходимо задавать вручную. 
В: Таким образом, чисто мануальные все-таки больше подходят для более продвинутых фотографов, чем для новичков, только осваивающих вспышку.
Р: Плюс большая дорогая TTL-ная вспышка стопроцентно поддерживает высокоскоростную синхронизацию.
6.jpg 
Зачем нужна высокоскоростная синхронизация вспышки?
В: Позволит снимать на коротких выдержках, замораживать движение. Допустим, хочешь снять падающий стакан с водой или сфотографировать брызги от предметов, падающих в воду, то у твоей вспышки обязательно должна быть такая синхронизация.
Р: Короткие выдержки позволяют работать с фонами, залитыми светом. Например, при съемке на закате или восходе на заднем фоне очень много света, поэтому кадр нужно делать на быстрых выдержках. И подсветить лицо модели в этом случае быстрым импульсом света от вспышки будет очень в тему.
Насколько важно наличие режима Multi во внешней вспышке?
Хором: Ни на сколько. Не важен, по сути это не больше, чем игрушка. В принципе, это можно делать и кнопкой “тест”, без проблем.
Все же не хочется сразу покупать дорогую вспышку, потому что серьезные деньги надо вкладывать, когда уже точно решил, что "фотография - мой путь". Я же хочу только попробовать и нет желания сильно тратиться, если вдруг фотография для меня станет только мимолетным увлечением. Вот при таком раскладе какую бы вспышку вы бы посоветовали взять?
В: Могу посоветовать вспышку Yongnuo YN-468 без высокоскоростной синхронизации. Проста в управлении, средняя по возможностям, у нее есть светоловушка. И если продолжишь заниматься фотоделом дальше, и понадобится уже серьезная хорошая вспышка, то YN-468 можешь использовать как дополнительную: для заполнения фона, для реализации световой схемы от двух источников освещения. И у тебя будет два полноценных импульсных источника освещения, что еще надо настоящему стробисту.
7.jpg 
Правильно ли я поняла, что если смотреть в перспективу творчества одной вспышки будет недостаточно? Или их количество зависит от того, в каком направлении фотографии я буду работать?
В: Да.
Да - это ответ на какой вопрос?
В: Можешь сейчас не поверить, но на оба. Все зависит от того, будешь ли ты дальше развиваться, что захочешь снимать, какие световые схемы решишь использовать. Много условий, которые влияют на количество вспышек в отдельно взятой семье фотографа.
Р: Еще их количество зависит от того, сколько у фотографа денег или у его семьи, или у фотографа и семьи. 
1.jpg 
Еще немного из вашего личного опыта, кто из вас какую вспышку купил БЫ в самом начале. И почему?
Р: Я бы купил Canon 600 EX. Самая дорогая вспышка от Canon - даже бы на функционал не смотрел. Правда, по финансовым соображениям купил Yongnuo YN-565, достаточно полная по функционалу, кроме высокоскоростного режима. Но он мне был не интересен, когда я ее покупал. Ведущее число у вспышки достаточно большое. К тому же может работать как ведомая. И стоила тогда совсем недорого.
В: Я купил Yongnuo YN-560, мне TTL-ная вспышка сразу была не нужна, а купил бы скорей всего - Godox Ving V850 или 860. У них свой достаточно мощный аккумулятор, и сегодня это самые быстрые вспышки по перезарядке, что при серийной съемке бывает крайне важно.
Е: Я бы в самом начале купил бы Nikon SB-900, потому что это лучшее, что есть у Nikon. А значит, лучше, что есть вообще, по моему мнению. Но купил SB-700, потому что у меня не хватило денег на SB-900.

Опять "тыкнуть" пальцем в конкретную модель как модель для новичков у нас не получится? 
В: Нет, не получится. У каждого свои интересы в фотографии, своя камера, свои световые схемы, решения и идеи.
Р: Выбирать нужно осмотрительно, как машину, думая о том, сколько с ней еще потом жить придется, прежде чем другую купишь.
Е: А когда мы будем уже записывать наш разговор? Уже записали? 

21.07.2016